18 лет работы на благо Отечества
18 лет!
ДТП! Пожар! Залили квартиру!
Кто поможет точно установить ущерб?...
размер страховой выплаты?...
соответствие действий водителей ПДД?..


Подделка! Мошенничество!
Кто поможет установить "порочность"
документа, подделку подписи, печати?...


Ваши права нарушены!
Кто поможет рассчитать размер морального вреда?...
Место проживания ребенка?...
Испуг и эмоциональные переживания потерпевшего?..

Работаем! - Зима 2023г.

postheadericon В РАМКАХ ПРАВОВОГО ПОЛЯ

Статья в газете «Пятигорская правда»:
Те, чья юность выпала на семидесятые годы прошлого века, прекрасно помнят, как спешила страна к телевизорам, чтобы посмотреть очередную серию фильма «Следствие ведут знатоки». С замиранием сердца люди следили не за перестрелками оперов с «Улиц разбитых фонарей», а психологическими тонкостями детективных историй, которые с блеском распутывали следователь Знаменский, инспектор уголовного розыска Томин и эксперт-криминалист широкого профиля Кибрит. Во многих делах оценки и свидетельства эксперта Зиночки были просто бесценны. А работала неразлучная троица действительно в тесной связке. С ностальгией вспоминает о тех временах и руководитель судебно-экспертного учреждения «Кавминводская лаборатория судебных экспертиз», сам ранее служивший следователем в системе МВД, Александр Турсунов. Однако, поскольку по натуре Александр Юлдашевич человек деятельный, живет он не прошлым, а будущим, а день сегодняшний посвящает возрождению былых традиций судебной экспертизы.

Дела экспертные

Организация, которой руководит Александр Юлдашевич, образовалась в начале 2007 года. Именно тогда назрела необходимость создания альтернативы государственной лаборатории судебных экспертиз, которая просто захлебывалась от переизбытка дел. Сегодня здесь производят уже 22 вида судебных экспертиз. Сегодня здесь производят уже 22 вида судебных экспертиз— Думаю, таким разнообразием может похвастаться только Ростов, — замечает Александр Юлдашевич. – Мы проводим не только традиционные, пользующиеся спросом экспертизы – землеустроительные, проектно-технические, — но и такие, как фоноскопическая, позволяющая правоохранительным структурам изобличать преступников, по действиям которых во время следствия производилась оперативная запись. Это и звукотехническая, видеотехническая, и еще не получившая своего широкого распространения инженерно-психологическая экспертиза, оценивающая действия водителя при совершении ДТП не только с технической стороны, но и его эмоционального состояния.

Действует в нашем учреждении и очень сильная психологическая группа, с помощью которой уже второй год мы успешно проводим экспертизы для судов по условиям воспитания детей при разводах, определении места их дальнейшего проживания. Впервые на Северном Кавказе организовали группу судебно-медицинской диагностики во главе с доктором медицинских наук Виктором Околовым. Виктор Леонидович – большой ученый-практик, определяющий среди множества диагнозов действительно обоснованный.

Критерии востребованности

Востребованность лаборатории объясняется качеством и сроками выполнения работ. Эти критерии и привлекают правоохранительные структуры и граждан, которые обращаются к экспертам в связи с решениями суда или в частном порядке

Далее Александр Юлдашевич поясняет: — Допустим, человеку необходимо посчитать ущерб, если сосед сверху залил квартиру, или постройку требуется зарегистрировать без назначения экспертизы в суде. Но в первую очередь мы работаем как судебные эксперты. К примеру, некоторые граждане просят: «Нам надо разделить участок. Дайте варианты». Приходится объяснять, что, в частности, геодезические или другие данные предоставляются только по запросу суда. Учитывая, что работаем мы объективно, при строгом соблюдении федерального законодательства, желаем и намереваемся именно с этих позиций высвечивать объективную истину, в производстве таких исследований гражданам отказываем. То есть подобное исследование будет являться предположительным – ни нам имиджа не прибавит, ни гражданину ничего не даст. Мы работаем строго в судебном, процессуальном режиме. А по всем критериям руководствуемся только государственными инструкциями

— Наша лаборатория очень тесно взаимодействует с милицией. По соглашению с ОВД Пятигорска проводим экспертизу по «горячим следам» — максимум за трое суток, — продолжает мой собеседник. — С Минераловодским ОВД сложились очень тесные отношения. Из УВД по КМВ часто обращаются следователи, особенно по нетрадиционным экспертизам. К примеру, контрафакт – чтобы его определить, надо решать вопросы авторского или смежного права. Кстати, у нас самих все компьютерные программы, начиная с системных кончая офисными, лицензионные. Так что экспертизы по контрафактным программам проводим, глядя в глаза заказчикам открыто и честно.

Рассказал Александр Юлдашевич и о том, что при лаборатории действует даже психолого-искусствоведческая комиссия, в которую входят известные в городе искусствоведы. Деятельность подобной комиссии рекомендовал в свое время Верховный суд РФ. Специалисты со всех точек зрения – кинематографической, искусствоведческой, психологической и даже сексопатологической — определяют, является ли поступивший на экспертизу диск порнографической продукцией.

По просьбе журналиста Александр Юлдашевич, хотя считает интересной каждую проведенную экспертизу, привел один из показательных примеров.

Аж из города-героя Орла пришла в Пятигорск видеозапись на проверку подлинности или монтажа. А предварительные события таковы: стояли на обочине две иномарки — одна «Мерседес» (фургон), другая «Фольксваген». Владелец последней перешел через дорогу, а на шее у него висела его привычная спутница цифровая видеокамера. Когда возвращался, увидел, как фургон задним ходом сдает и, чтобы вывернуться, бьет его автомашину. Пострадавший не растерялся и начал осуществлять видеосъемку. А владелец «Мерседеса» опять сдал и снова на скорости ударил «Фольксваген»… На суде же обидчик заявил, что обвиняющая сторона запись смонтировала: «Я один раз его легонько ударил, а вмятины уже были». И вот суд начал искать того, кто мог бы сделать экспертизу, и вышел на Кавминводскую лабораторию. Почему другие не брались?

статья в газете– Потому что у любителя было много карт памяти на фотоаппарате и остался только этот видеофрагмент. Нам и самим было интересно, потому и взялись, — вспоминает Турсунов. – Наш молодой эксперт определил алгоритм в том, что у такой выдающейся фирмы, как Мерседес-бенц, не любые поворотные механизмы устанавливаются, а только по двум разновидностям, где строго очерчен временной интервал мигания поворотного фонаря. Как раз из-за того, что эксперт нашел этот стандарт, мы и определили подлинность записи

О талантливой молодежи

— То есть сегодня мы способны ответить на любой вопрос, — продолжает Александр Юлдашевич. — Не делаем только сложные экспертизы – по спектральному химическому анализу. Не из нежелания, просто таковые требуют слишком дорогостоящего оборудования.
Но самая главная для нас проблема – кадры. Потому что специалист в области судебной экспертизы, кроме профессиональных навыков, должен обладать и знаниями юридическими. Эксперту нужно быть на планку выше тех профессионалов, которые для установления истины подают документы в суд, глубже анализировать, мыслить и быть подкованным процессуально для того, чтобы разграничить компетенцию, правильно установить русло, в котором проистекает сбор доказательств, обозначить в судебном процессе свою роль. Людей, которые приходят к нам, надо сразу обучать, что мы и делаем, но и они сами должны обладать соответствующим багажом знаний, а главное – желанием работать.

Штат до бесконечности расширять мы не можем. А потому рекомендуем сотрудникам, исходя из индивидуальных возможностей, приобретать новые экспертные специальности. У нас работают эксперты, овладевшие сразу пятью-шестью профессиями. К примеру, Сергей Примак, у которого за плечами высшая школа милиции и стаж работы в МВД, имеет восемь допусков. Очень талантливый молодой человек Алексей Юдин – два года работал в госэкспертизе, у нас – со дня основания, производит строительно-технические экспертизы. Сейчас вокруг него сгруппировались еще три эксперта по землеустроительным исследованиям. Мы не боимся привлекать талантливую молодежь, все же за ними будущее. А дело опытных – подсказывать начинающим.

По мнению Александра Турсунова, экспертиза должна оставаться чистой структурой и занимать свою нейтральную нишу, в то же время достоверную в осуществлении правосудия:
— Суды ценят успешно работающих альтернативных экспертов за профессиональный подход в рамках, очерченных законом. Государству же нужно выработать такую позицию, чтобы экспертные учреждения, уже признанные судами, поддерживать и равняться на них. Как завоевать надежную репутацию? Мы позиционируем себя как источник достоверной информации для правосудия, а главная реклама для нас – наша работа по каждой экспертизе, начиная с 2007 года.

Есть у Александра Юлдашевича мечта, осуществление которой уже не за горами. А зиждется она на стремлении внести свой вклад в дело ликвидации правовой безграмотности населения. Фирма, которую он возглавляет, подписала договор по распространению на Северном Кавказе ранее закрытой базы Министерства юстиции под названием «Эталон-плюс». — Считаю, что каждый адвокат или нотариус должны иметь под рукой государственную правовую базу, по которой Минюст регистрировал все нормативно-правовые акты в РФ. Есть намерение снабдить этой базой не только юристов, но и школьных педагогов, да и просто граждан с тем, чтобы они лучше знали свои юридические права, — говорит Александр Турсунов. – Так что задача, которая стоит перед нами, очень ответственная.

Наталья ТАРАСОВА. Пятигорская ПРАВДА «14 октября 2010г.»